9.
Юрий Сергеевич, пенсионер
(04.03.2006 14:20)
0
С большим интересом и с огромным чувством ностальгии по давно ушедшим годам детства и ранней юности посмотрел в театре «Экспромт» прекрасный, душевный спектакль «Когда мы вернемся домой». Разбередили душу воспоминания актрисы Людмилы Ивановны Ивановой о годах своего детства, которое пришлось на тяжелое и суровое время, когда немецко-фашистские полчища вплотную подошли к Москве. Ее воспоминания мне очень близки. Мне в это время было пять лет, и я тоже помню, как во время воздушной тревоги мы с бабушкой перебегали затемненную нашу Бакунинскую улицу, спеша в бомбоубежище. На улице стояли пустые трамваи, и только изредко в темноте проезжала машина, чуть-чуть освещая дорогу узкой полоской синего света. Душераздирающе выла сирена, меняя тон с низкого на высокий и обратно, на черном небе метались лучи прожекторов, грохотали зенитки и небо покрывалось яркими вспышками разрывов. Так же, как и в воспоминаниях Людмилы Ивановны, мы собирали осколки снарядов и хвастались перед сверстниками, если у кого окажется крупный осколок. Так же с тревогой ждали писем с фронта, так же в ноябре вместе с заводом, на котором работала мама, поехали в эвакуацию. Нам, правда, в отличии от Людмилы Ивановны, повезло больше, и наш поезд ни разу не подвергся налетам вражеской авиации. И старые песни военных лет, которые звучали на спектакле, тоже мне очень близки. С этими песнями мы росли и все их знали наизусть. И во время войны, и после победы эти песни были неотъемлемой частью нашей жизни на десятилетия. И каждая песня, прозвучавшая со сцены театра, будила в душе самые светлые воспоминания. Ведь известно, что плохое забывается быстрее, хорошее же надолго остается в памяти. И хотя в годы войны у нас было трудное детство, полное лишений, все равно воспоминания о тех годах остались самые светлые. Поэтому не стоит удивляться, что весь спектакль я смотрел «на одном дыхании» и со слезами в глазах. Все было очень хорошо. И воспоминания Людмилы Ивановны, и военные песни в исполнении артистов театра. Особенно хочу отметить прекрасное исполнение песен «Чайка», «Три танкиста», «Моя любимая», «Я на битву тебя провожала», «Барон фон дер Шик», «Бомбардировщики»,,, Да что перечислять их названия! Я не могу назвать ни одной песни, исполнение которой мне бы не понравилось. Все актеры, задействованные в спектакле, были с очень хорошими голосами и манерой держаться на сцене. Приятно, что их пение не сопровождала модная сейчас аэробика на заднем плане, поэтому все внимание слушателей было направлено только на них, на их исполнение и не размывалось яркими вспышками разноцветных лампочек и дерганием статистов. В женском трио очень удачно в мотив известных песен встроен вокализ, а исполнение песен разными голосами придал им особую прелесть. Однако, широко известная песня военных лет «Огонек» в их исполнении вызвала во мне противоречивые чувства. И хотя в вокальном отношении она была исполнена, на мой взгляд, на высоком художественном уровне, ее постановка вызвала у меня, мягко говоря, недоумение. Создается впечатление, что режиссер, поставивший в спектакль эту песню, не особенно вдумывался в ее содержание. Я не знаю, какими высокими материями он руководствовался, соединив слова этой бодрой, жизнеутверждающей песни о любви и верности с трагизмом потери любимого человека, но эта песня, по моему мнению, стала единственной «ложкой дегтя» в этом прекрасном спектакле. В песне «Огонек» боец, получив на фронте и прочитав «хорошее письмецо» от «подруги далекой» знает, что она его любит, ждет, и от этого «радостно на душе у бойца», поэтому он еще крепче бьет врага ненавистного «за Советскую Родину, за родной огонек». И почему «подруга далекая» решила, что ее паренек убит? Судя по последнему куплету песни, он жив-здоров и, получив письмо от любимой, воюет еще лучше. А уж если режиссеру захотелось показать, что в то время, когда подруга далекая писала ему на фронт письмо, паренек погиб, и она почувствовала это каким-то пока необъяснимым шестым чувством (что, кстати, в реальности бывает довольно часто), песню «Огонек» надо было бы резко прервать после слов «в свой исполнится срок...», а вместо последнего куплета после небольшой паузы медленно пропеть два первых куплета из песни Р.Гамзатова «Журавли». Тогда бы всем было ясно, что паренек погиб. А в целом спектакль очень хороший, и я благодарен всем артистам театра «Экспромт» и его руководителю Людмиле Ивановне Ивановой за то, что они на время вернули меня в мое детство. Уверен, что так же думают и все люди моего поколения, которым посчастливилось побывать на спектакле «Когда мы вернемся домой».
|